За полярный круг

Маршрут: Переславль-Залесский - Териберка - Новополоцк
Бюджет: $200
Километраж: около 4800

Горные реки, покрытые разноцветным мхом холмы, безграничное холодное Баренцево море и густой туман, который время от времени окутывает все вокруг - все это летнее Заполярье. Но cамое интересное здесь даже не это.

Это вторая часть путешествия вокруг Каспия, которую имеет смысл выделить в отдельный рассказ. Началась она с моего дня рождения - под проливным дождем, около костра в вигваме. Но обо всем по порядку.

Вот так выглядит человек, который только что проехал 15500 км и приехал в Переславль-Залесский к тете в гости (прим. уже после душа). Отсюда приехала в Беларусь моя мама, этот город - второй дом, я здесь не была лет десять и не думала, что окажусь в ближайшем будущем. Оказывается, помню дорогу! Так как дело шло к моему 24-летию, тетя встретила меня шампанским и клубникой.

Здесь я немного отошла от поездки вокруг Каспийского моря, обслужила мотик у местных ребят (спасибо Elvis garage!) и в свой день рождения, 5 июля, выехала на север на Мотобухту - остыть после казахских степей.

За первый день успела заехать в пару монастырей, постоять в пробках в Вологде и пропилить около 700 км под переменным дождем, попутно разглядывая 50 оттенков леса Ярославской и Вологодской областей.

К вечеру я промокла окончательно и остановилась в кемпинге "Вытегория", ко мне присоединилась три мотоциклиста из подмосковья. Так и прошел день рожедния - снаружи шел дождь, а мы лежали в вигваме (внизу было меньше дыма), сушили носки у костра, пили водку и закусывали гречкой, потому что больше никто ничего не успел купить.

Карелия

На второй день заехала на озеро Онежское, крутое место для кемпинга и рыбалки, судя по количеству машин. Но озеро большое, и места хватает всем.

Почти все остальные озера называются при помощи приставок к слову "озеро" - Тудозеро, Поросозеро, и т.д. 🙂

Пейзажи средней полосы России мне хорошо знакомы, и глазу зацепиться не за что, все привычно. Но потом началась Карелия - мощные бурлящие реки, мрачные темные хвойный леса, и единственная подразбитая дорога в сторону Мурманска.

Дождь шел очень избирательно, на участке 100м может быть ливень, а потом сухая дорога и солнце. Я сначала тяну до последнего, чтобы не надевать дождевик. Конечно же, попадаю под ливень, промокаю, надеваю свой тесноватый непромокаемый комбинезон и больше не снимаю (улыбнитесь, кому знакомо).

Тянутся парами и группами мотоциклисты и даже минивэны - кажется, на Териберке будет людно, северные мишки будут в шоке. Бензин по пути на Север все дорожает, и заправки все реже...

Во время одной из остановок знакомлюсь с двумя мужчинами из Электростали - на Трансальпе и GS 1200. После Беломорска много отличных мест для ночевки, и мы с ними разбиваем лагерь на берегу Белого моря. Здесь Настя с удивлением узнает, что можно есть ламинарию, которую вымывает на берег. И что вода теплая!

Хибины

По трассе ехать хорошо, но скучно, и я уверенно полезла в Хибины. И новых товарищей с собой потянула - кажется, они были в шоке, но виду не подавали.

У меня не было точных координат, но я где-то слышала, что будет здорово подняться на Хибины к базе спасателей, и мы повернули направо. Дорога туда ведет отличная, правда иногда напоминает реку с каменным дном - и ехать нужно именно по ней. Пару раз мы свернули не туда, на тропинки из каменых ступеней, пару раз привалили мотоциклы. Мне нравился процесс, но было мокро и холодно, и до базы мы не доехали.

День, который никогда не заканчивается

Было около часа ночи, мы, мокрые до нитки, форсировали броды в обратную сторону, а солнце все никак не садилось. Мы выбрались на дорогу и поехали искаь место для ночлега,  а день все продолжался! Когда солнце коснулось горизонта, все погрузилось в абсолютную тишину, как под водой. Здесь меня накрыло окончательно. Не смогу описать всех своих ощущений в тот момент, поэтому продолжим постом, которым я поделилась на следуюющий день:

Горные реки, покрытые разноцветным мхом холмы, безграничное холодное Баренцево море и густой туман, который время от времени окутывает все вокруг - все это летнее Заполярье. Но самое интересное здесь даже не это.

Больше всего меня впечатлил полярный день, который начался уже в Беломорске. Два месяца солнце не касается горизонта - оно лишь совершает круг, и сразу начинается новый день.

Это меняет все - тебе не хочется спать, организму кажется, что он может жить без перерывов на сон! Все воспринимается по-другому, ты теряешься во времени, и цифры на часах уже ничего не значат. Можно ездить ночью, не боясь темноты, не нужны фонарики и прочая мелочь - просто всегда день! Укладывать себя в спальник приходится насильно, и на глаза одевать повязку, чтобы спать полноценно.

Но в то же время мир кажется таким живым! Конечно, если есть день, то будет и ночь, и через несколько месяцев она накроет все непроглядной мглой на сорок дней подряд. Праздник жизни закончится, чтобы вновь начаться лишь следующим летом, когда земля снова ненадолго выберется из вечной мерзлоты.

Это был финальный перегон до Териберки. В дороге я подогнала свой пятилитровик бензина КТМ-у, обсохшему на подъезде к заправке - мне он не понадобился.

Последние сколько-то километров нужно было ехать наощупь по гравийке, полностью погрузившейся в туман. Видно было не дальше 20 метров вперед, и когда туман наконец-то рассеялся, я резко затормозила. В метрах десяти от дороги шумело Белое море.

Мотобухта

Полярный день продолжался, и меня не отпускало. Я потеряла счет времени, все происходящее воспринималось, как кино.

Я как со стороны наблюдала, как организаторы приветствовали "девочку, приехавшую из Ирана", как соседи по лагерю дружно бросаются помочь мне поставить палатку, как меня уводят гулять за пару километров, как я в очередной раз безуспешно пытаюсь поспать. Как приезжает друг Паша, как мы едем добывать рыбу у местных, как появляются мурманчане и поят меня виски и кормят огромным крабом. Как напившийся сосед по лагерю лезет в одних трусах в ледяное море и час зачем-то бьет воду, как меня грузят в кузов пикапа и крутят "бублики" по пляжу, как все сидим в четыре утра и слушаем песни под гитару.

Кстати, рыбину получилось добыть за 500 рублей, и уха из нее вышла потрясающая. Кто-то эту рыбу просто ловил и солил на месте в банке, и через пару часов ел, закусывая водорослями.

В один из дней мы поехали к водопадам. Кто-то застревал в песке, кто-то ронял мотоциклы на каменистом подъеме наверх, кто-то делал это просто из-за бодуна) Компания на легких эндуро ускакала носиться по скалам, а я радовалась, что смогла добраться до водопада, ни разу не приложив Трансальп.

Немного о самой Териберке.

Еще в 16 веке здесь в сезон жили рыболовы, а с 19 века русские колонисты основали здесь постоянное поселение. Село росло и развивалось - строились школы, создавались фермы и колхозы, приезжали новые жители.

Развитие шло по нарастающей до середины шестидесятых, пока не достигло пика и не перешло в упадок. Один за других расселялись дома, инфраструктура распадалась. Сейчас работы в поселке нет, и большинство из полутора тысяч местных жителей промышляет браконьерством - ловят рыбу, крабов. И потихоньку перебираются в более крупные города. Кажется, у Териберки есть все шансы на вымирание.

После фильма "Левиафан", снятого здесь, потянулись туристы, но позитивного влияние на развитие поселка это не оказало. Не любят местные туристов. Хотя я с ними пообщалась с удовольствием - и рассказы про полярную ночь послушала, и рыбу добыла. Все же мы люди.

Человеческая доброта на Севере особенная, отличается от Южной. На Юге люди на позитиве, потому что светит солнышко, жизнь прекрасна, и им хочется этим с другими поделиться. А на Севере нужно помогать другим, потому что по одиночке выжить нельзя. Условия-то суровые. Особенно зимой - вечная темнота и мерзлота.

Мотобухта - это просыпаться и чистить зубы с видом на Белое море; это чувствовать, как сводит все тело от холода, когда ныряешь в воду ради любопытства, это часами гулять по мягкому мху оттаявших на лето холмов и думать и о вечном. Мы все скоро разъедемся, пляж опустеет, полярный день сменится полярной ночью и все покроется толстым слоем снега на несколько месяцев. Но сейчас не время об этом думать, нужно ловить его полностью, это короткое полярное лето.

И снова Карелия

Ехать назад Паша предложил через Воттоваару. Не зная, что это такое, я согласилась.

Сначала мы ехали на асфальту, потом по очень плохому асфальту, потом по очень плохому грунту. Когда я остановилась сфотографироваться на очередном живописном полуразрушенном мостике из бревен, обнаружила, что от трясучки кофр раскрылся и половина вещей улетела в карельские просторы. Потери были бы незначительными - светоотражающая жилетка и трусы - но к ним решил присоединиться кошелек и флешка со всеми фотографиями! Нееееееет! Сколько я ни ездила взад-вперед по дороге, никаких признаков потерянного багажа. Пришлось ехать дальше.

Уже спустя два месяца мне вконтакте написал местный милиционер - вещи нашли и привезли в участок, и он нашел меня по фото! Вскоре друзья привезли флешку, правда трусы и жилетка так и остались в Карелии - надеюсь, нашедшему будет в них уютно.

Между тем, на грунтовке попадались лужи все большего размера, хлипкие деревянные мостики и наконец, огромные булыжники. Зато мягкий мох и черники много - упадешь - и можно полежать под мотиком, отдохнуть, ягоды поесть. За всю дорогу раза 2-3 я Трансальп привалила. Один раз дорогу перебежал медведь - метрах в двух от нас - и умчался дальше в лес. Я начала сомневаться, стоит ли ставить здесь палатку и ночевать.

До какой-то точки мы таки добрались и дальше пошли пешком на самый верх. Просто полюбуемся видами:

Лагерь мы поставили в компании четырех милых женщик, которые раз в год выбираются сюда с палаткой -  "в место силы, на природу". У них все было организовано - и травяной чай, и огромная кастрюля с борщом, которым они нас угостили. Борщ в такой глуши я ела в первый раз 🙂

Путь назад был проще, чем наверх в гору, и вскоре мы уже ехали по ухабистым извилистым грунтовкам в сторону следующей красоты - Рускеалы.

Если рассказать о второй части трипа в цифрах, то это:

- 10 незабываемых дней с 5 по 15 июля;

- 4800 км от Переславля-Залесского до Териберки, и окольным путями назад до Беларуси, г.Новополоцк. Если считать до Минска, где буду уже скоро, то выходит чуть больше пяти;

- 200$ затрат, которые я на этот раз таки посчитала, из них 130$ на бензин, а 70 на еду, замену разбитых лампочек в поворотниках и одну ночевку в кемпинге;

- Минус оба поворотника и одно зеркало - только потому, что второе я заранее скрутила (потрачено на внедорожных участках), минус сумка с деньгами и флешками, которая таки нашлась и сейчас в Лоухах, и небольшая восьмерка на заднем колесе - неудачно влетела в ямы на дороге от Воттоваары к Рускеале.

- 8 ночевок в диких местах в палатке, 1 в кемпинге "Вытегория" за 250р., и 1 в гостинице, куда меня гостеприимно вписали к себе в номер ребята из Электростали;

Спасибо Bolo за компанию обратно, и вообще за идею таки заехать на Мотобухту. Для того, чтобы увидеть эти места, и больше двух тысяч не жалко пропилить.

Больше всего запомнилось и впечатлило:
- Дорога на Хибины вверх к базе спасателей - едешь по дороге, периодически переходящей в речку с дном из крупных булыжников. (67°48'7"N 33°36'9"E)
- Сама Териберка и особенно водопад неподалеку, включая дорогу к нему. (69°12'13"N 35°4'7"E)
- Окунуться с Северный Ледовитый Океан и Белое море (очень бодрит)
- Подъем на гору Воттоваара в Карелии (69°12'13"N 35°4'7"E), и сама гора, включая "летающие камни", замшелые деревья и чернику.
- Вкус огромного камчатского краба, которым угостили на Териберском пляже мурманчане.
- Симпатичные серпантины вдоль Ладоги, почти американские горки.
- Горный парк Рускеала - тоже симпатичное место, хотя и слишком уж обитаемое туристами.

Остались непосещенными Мыс Рыбачий и Аметистовые пляжи Белого моря (проезд через Кемь, если не ошибаюсь) - они и будут поводом вернуться сюда. Надеюсь, скоро! И Северное сияние бы посмотреть...

Что посмотреть

Места, которые никак нельзя пропускать, если соберетесь на Русский Север. До каких-то из них я не добралась, но оставляю их здесь. Чего-то не хватает? Напишите мне!

База спасателей в Хибинах

Основная достопримечательность — дорога до базы, которая местами идет по реке. Есть несколько водопадов, потрясающие виды, вода в реке вкусная.

Воттоваара

И опять-таки, дорога до нее. Лес, черника, медведи, места для палаток и другие прелести русского леса. Советую подняться на самый верх, к полю с камнями.

Аметистовый берег

Аметистовый пляж, Терский берег, мыс Корабль — пляж с разработанной аметистовой жилой. Говорят, аметисты попадаются до сих пор. Иностранцам без разрешения туда нельзя.

Еще истории

Moto Rally Cup 2019 — первый опыт в ралли с навигацией

Наши побеждают в ралли не потому, что грузовики мощные, а потому, что там дороги, как у нас 🙂 Около года приобретенный прошлой весной 690ый вел себя нормально, а потом захотел в ралли. Пришлось ехать…  Никаким ралли у нас в Беларуси и не пахло, поэтому начала искать...

Moto Rally Cup Холмы России, Ульяновск.

В 2019 году я все больше отходила от хард-эндуро и смотрела в сторону ралли и кросс-кантри. 250-ка была в ремонта, и в очередное приключение отправился 690ый - на Moto Rally Cup в Ульяновске. Путь до Ульяновска в 1700 км за полтора дня уже можно назвать ралли и...

Знакомство с HD Sportster

Задолго до того, как я начала выбирать первый байк и сдала на А категорию, 14-летней девочкой я мечтала именно о нем, о Спортстере. Именно он тогда отождествлялся в моей голове с ощущением свободы и стилем жизни, который я хотела бы иметь. И вот внезапно, когда уже...